Начну с цитаты из, если я не ошибаюсь, "Ортодоксии" Честертона:
"Отвергнутый влюбленный объединяет луну и погибшую любовь, ученый -
луну и прилив. В обоих случаях общего только то, что их часто видели
вместе".
К так называемому ниеннизму это приложимо в полной мере. Что считать
ниеннизмом и кого - ниеннистом? Человека, которому нравится данная
книга? А что мы будем делать с людьми, котором нравятся какие-нибудь
другие книги? Книг-то много, "...измов" не хватит. Что общего между
людьми, которым нравится "Черная книга"? С совершенной точностью могу
сказать: ничего. В очень многих случаях ничего между ними нет общего,
поскольку под общей "рубрикой" объединяют как правило вещи, никакому
объединению не поддающиеся. Если угодно, ниеннизм - это не один
"феномен", а несколько.
Сейчас я совершенно не намерена разводить разговоры на тему, что же
авторы сказали, хотели сказать, но не сказали, не хотели говорить, но
проговорились... Для рассуждений о том, что хотел сказать автор,
всегда есть автор. Я стану говорить не о "Черной книге", а только о ее
восприятии. О ниеннизме. Или, если угодно, о ниеннизмах. Конечно,
сложно будет говорить о восприятии книги, не говоря ничего о самой
книге, но я постараюсь не свернуть на скользкую дорожку императивной
критики, когда что и как надобно писать решает не автор, не читатели
даже, а - критик. Итак...
Первый вариант восприятия, скажем, направлен по наиболее проторенному
и традиционному пути: конечно же, романтизм. Причем не в понимании
КСП-шной романтики, а самый что ни на есть классический романтизм 19
века. И множество последователей, так и рвущихся немножко пострадать
за компанию... Ну не нами началось, не нами. "Сколько молодых людей, и
не подозревавших, что они - Вертеры, ждали только выстрела гетевского
героя, чтобы покончить с собой..." Нет-нет, речь конечно не о том, что
ниеннисты имеют привычку стреляться или вешаться, но параллель, думаю,
достаточно ясна.
Путь второй: апологетика социальной неуспешности. По большому счету
героев (именно героев) "Черной книги" трудно "обвинить" в социальной
успешности. Герой признается таковым за счет неких действий,
совершаемых им, а не за количество кирпичей, которые упали ему на
голову, но, в качестве награды за совершенные действия (признавемые
правильными и героическими де факто в контексте книги), он не получает
никакой награды либо признания. Вот Мелькор, к примеру, хороший, и
вроде как не потому, что по голове получил, а потому, что совершал
правильные и хорошие действия (опять же де факто в контексте книги).
Но за свою хорошесть он не получает никакого вознаграждения, даже в
варианте признания обществом в целом, оставаясь, тем не менее, героем
и хорошим. Это направление сближает книгу с произведениями Сэллинджера
или Ричарда Баха, тоже во многом являющиеся апологетикой социальной
неуспешности.
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Однажды по радио в
какой-то передаче прозвучала цитата - до сих пор хотелось бы знать,
откуда она. "Людям часто свойственно думать, что добро и зло - это две
армии с развернутыми знаменами, которые сражаются друг с другом. Но на
самом деле добро - это свет, озаряющий попеременно знамена то одной
армии, то другой. Ненадолго он может задержаться на стороне
победителей, но чаще остается с побежденными..." Так вот, среди
возможных путей восприятия, даже не так, приятия, принятия "Черной
книги" начисто отсутствует такой, при поверхностном рассмотрении
естественный вариант: эту книгу совершенно нельзя принять как
сатанинскую. На основе поверхностного рассмотрения ее можно отвергнуть
как сатанинскую, а вот принять - никак нельзя. Поскольку сатанизм
является культом и апологией силы, именно, в первую очередь и только
силы. А "Черная книга" ни в каком варианте хоть сколь-нибудь
внимательного рассмотрения апологией силы считаться не может. Скорее
уж апологией слабости... И именно с этой точки зрения - к сожалению! -
ниеннизм оказывается удобен и привлекателен для третьего направления
"ниеннистов": как удобное и красивое оправдание собственной слабости и
собственного ничегонеделания в любой области - даже в области, ну,
назовем это завовевания любви окружающих. Как правило считается, что
для того, чтобы тебя окружающие любили и ценили, надо что-то делать. А
тут вдруг возникает мысль, основание для которой люди ухитряются
изыскать в "Черной книге", что для этого достаточно красиво и
р-романтично страдать. Что уж тут говорить, среди Толкинистов
не-ниеннистского толка (а звучит-то бредовато, но что поделаешь!) есть
подобного же сорта люди. И тем не менее, ниеннизм предоставляет им
более удобную "экологическую нишу".
Четвертое направление восприятия "Черной книги" основано именно на
том, что это - пере-осмысление, взгляд с другой стороны. Во-первых,
это дает куда как больший простор, чем, ну, традиционный Толкинизм для
написания каких-то собственных апокрифов. В рамках Толкинизма
дописывать и переписывать нечего. Книги Толкина отличаются этим
изумительным свойством английской литературы: они законченны.
Завершены. Совершенно равновесны внутри себя. И найти "поле для
деятельности" внутри настолько уравновешенной системы очень трудно. И
не только даже в именно законченных его вещах, таких, как "Хоббит" и
трилогия, но даже в систему Сильмариллиона вписать что-то оказывается
куда затруднительнее, чем в "переосмысленное пространство" Средиземья
"Черной книги".
Во-вторых, оказывается очень привлекательной (кстати сказать, в нашей
стране - особенно) идея правильности и праведности, правости другой
стороны. Не общества в целом, а исключения. Восможно, исток этого
стоит искать еще и в том, что для людей 20-го века, людей, живущих в
современном обществе, для кого-то на сознательном, для кого-то - на
подсознательном уровне оказывается очень мучительной мысль, чувство,
назовите это как угодно, о собственной полной невозможности влиять на
события и процессы, даже не происходящие в окружающем мире, а -
формирующие окружающий мир. Возможно, в этом стоит видеть и одну из
основ Толкинизма в целом, но ниеннизм дает опять-таки больший простор
как взгляд, предполагающий правоту не большинства, а меньшинства.
Мы уже сказали, почему "Черную книгу", ее авторов и ее почитателей
нельзя никоим образом привязать к сатанизму. Теперь нам хотелось бы
сказать несколько слов о том, почему эта книга, в противовес Толкину,
не может считаться христианской.
Христианство совершенно четко предполагает наличие некоей одной,
настоящей и всеобъемлющей истины и, следственно, совершенно четкое
деление на категории не только "друг-враг", но и "хороший-Враг". Из
песни слова не выкинешь, а из христианства - Врага. И не только,
кстати сказать, из христианства, из сознания человека христианской
культуры - тоже. Столько веков существования в определенной
морально-этической системе значительно обуславливают аксиоматику
мышления, не только христианина, но даже атеиста или, к примеру,
неоязычника. Показательно, что вторая редакция "Черной книги", в
отличие от первой, просто сместившей акценты, значительно сильнее
ориентирована именно на идею отсуствия разделения на хороших и плохих,
построенного на идеологической, если можно так сказать, основе. Цвет А
хороший, цвет Б - плохой. Еще более показательно то, что среди многих
людей, объединяемых в категорию ниеннистов, такое смещение акцентов
вызывало достаточно резкое неприятие. Система четкого разделения,
обозначенного демаркационной линией цвета проще и понятнее не за счет
того, что примитивнее, а за счет того, что ближе к сложившейся системе
аксиоматики.
На самом деле, как бы странно это ни прозвучало, мы бы назвали эту
книгу глубоко либеральной, ибо именно либерализм одной из основных и
первейших ценностей называет свободу личности, ставя ей едва ли не
единственное ограничение: "свобода личности ограничена только свободой
другой личности". Приложите эту максиму к "Черной книге", и
посмотрите, что получится. Потому что пятое, и, наконец, самое
главное, что оказывается в ней привлекательно для людей и делает их
"ниеннистами", это то, что "Черная книга" - книга о праве человека на
свободу быть самим собой.
Ирина Шрейнер
p.s. Комментарий dagon'а:
САТАНИЗМ не является религией, сатанисты никому не поклоняются.
Говорить о сатанизме как о христианстве наоборот нельзя, ибо сатанисты
не рассматривают сатану как персонажа из библии. Очень часто глупые
люди путают Сатанизм с Дьяволопоклонничеством и различными культами...
жаль.
|